Присоединяйтесь к нашим
сообществам в социальных сетях

Методика раннего развития Марии Монтессори — особенности и эффективность

Итальянка Мария Монтессори, врач, педагог и психолог, разработала в начале ХХ столетия методику обучения дошкольников, призванную развивать личность ребенка с раннего возраста.

Цель системы – воспитать самостоятельного и независимого человека, способного на принятие решений и ответственного за них.

Расскажем, из каких частей состоит система занятий по методике Монтессори, применима ли она к детям младшего возраста. Какие развивающие игрушки и игры можно использовать, каковы особенности обучения чтению малышей.

Содержание статьи

Суть, основные принципы

Так как у детей изначально есть потребность в познании окружающего мира, педагогическая методика строится на стимуляции их к самообучению и саморазвитию.

Мария Монтессори была уверена, что, выполняя за маленького человека доступные ему действия, взрослые препятствуют развитию его природных качеств.

Ведь умения, добытые самостоятельно, глубоко проникают в сознание, придавая ему уверенность в себе.

В системе категорически отрицается принуждение детей к любым действиям, девиз системы – Помоги мне это сделать самому!

Образовательная система Монтессори состоит из трех составляющих: ребенка, окружающего мира, педагога.

Маленькие мальчик и девочка играют

В центре системы находится малыш, вокруг него создана правильная развивающая среда, в которой ему предоставлена полная свобода действий.

Учитель призван наблюдать, направлять и помогать.

Наиболее эффективными автор методики считала занятия в группах от 30 человек, причем в одной группе должны заниматься дети разных возрастных категорий.

При таком комплектовании групп малыши смогут научиться чему-нибудь у старших детей, старшие же учатся заботиться о тех, кто меньше и слабее.

В группах дети приучаются соблюдать определенные правила:

  1. Самостоятельно выполнять все действия. К педагогу можно обращаться только в затруднительных ситуациях.
  2. После занятий с материалами необходимо все собрать, вымыть, сложить на место. Только сделав это, можно перейти к другой деятельности.
  3. С игрушкой занимается тот, кто первым ее взял, остальные должны дождаться очереди.
  4. Нельзя мешать окружающим слишком активными играми, для них обычно выделяются отдельные комнаты.

В группах дети начинают осознавать, что такое личное пространство, и понимать, что нельзя нарушать его без разрешения. Они учатся договариваться, слушать друг друга.

Соблюдение правил приносит стабильность в детскую жизнь, позволяет детям чувствовать себя в знакомом пространстве уверенно, помогает выработать терпеливость и воспитать уважение к окружающим.
к оглавлению ↑

Обучающая среда, занятия

Среда Монтессори разделена на пять зон, которые наполняются материалами.

Методика предполагает свободное перемещение детей между зонами и занятия с материалами, в них расположенными:

Светловолосый мальчик в джинсах в игровой комнате

  1. Зона, посвященная повседневной жизни, помогает детям получить практические навыки, она комплектуется настоящими предметами обихода.

    Здесь дети учатся воспроизводить простые ежедневные действия, например, вытирать пыль, мыть посуду, подметать пол. Упражнения связаны с пересыпанием, переливанием, сортировкой мелких предметов.

  2. Сенсорная зона. Здесь дети с помощью специально подготовленных материалов развивают органы чувств. Тут есть материалы, которые научат ребенка строить разные конструкции, называть цвета или оттенки, познакомят с геометрическими формами.

    Классические сенсорные материалы Монтессори – розовая башня, блоки с цилиндрами, коричневая лестница – совершенствуют восприятие и формируют представления о свойствах окружающих предметов.

  3. В математической зоне дети знакомятся со счетом, цифрами, простыми арифметическими действиями. Это пространство наполняется деревянными дощечками, штангами, бусинами, счетами, счетными палочками, наборами цифр.
  4. Языковая зона призвана обучить детей основам чтения и письма. Здесь дети найдут карандаши, наборы прописей, фактурные буквы, шероховатые на ощупь, рамки для штриховки, простые книжки. Для обогащения словарного запаса предназначаются карточки с изображениями знакомых предметов.
  5. Космическая зона знакомит детей с явлениями природы, животными и растениями, дает начальные знания по биологии, географии, истории. Пособиями будут фигурки животных, географические карты, образцы минералов, атласы. В этой части помещения могут располагаться аквариумы и комнатные растения.
Дети сами определяют, сколько времени и в каком месте находиться, какое занятие выбрать.

Все зоны оформлены соответствующим образом. Это комфортные, красочные помещения с легкой небольшой мебелью, адаптированной под рост и силу детей: низкие стеллажи и шкафчики, легкие столики и стульчики.

Другие предметы подбираются так, чтобы детям было легко с ними обращаться.

к оглавлению ↑

Плюсы и минусы

Основной плюс методики Монтессори – развитие детской личности происходит без вмешательства извне.

Недостатки системы, по мнению современных психологов:

Дети заняты игрушками

  1. Занятия и материалы в основном развивают логическое и аналитическое мышление, моторику и сенсорику. Но остаются в стороне творческие наклонности, эмоциональная сфера.
  2. В методике нет места подвижным развлечениям и ролевым играм.
  3. В группах тяжело будет заниматься как тихим и стеснительным малышам, так и очень активным и подвижным. Первым будет тяжело попросить педагога о помощи, вторые вряд ли смогут долго усидеть на месте, расставляя кубики или цилиндры.
  4. Дети, воспитанные в демократической среде Монтессори, тяжело привыкают к строгому распорядку в школе.
Сегодня развивающие центры не применяют методику Монтессори в ее изначальном виде, выбирая из нее лучшее и добавляя современный подход.
к оглавлению ↑

Для детей какого возраста подойдет система воспитания

Поскольку способности к саморазвитию и самообучению, самостоятельность проявляются в самом раннем возрасте, то именно дошкольный период можно назвать наиболее благоприятным для развития способностей ребенка.

В возрасте до шести лет происходит освоение речи и социальных навыков, сенсорное развитие, а также развитие движений и моторики.

Этот период считается самым важным в формировании ребенка, от полученных знаний будут зависеть его характер, способности и поведение в дальнейшей жизни.

В классической системе Монтессори предполагались занятия с детьми, начиная с возраста трех лет. В наше время считается, что, начиная с года, уже можно привлекать малыша к занятиям.

В центрах, обучающих по методике раннего развития М.Монтессори, детей обычно делят на группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет.

В следующем материале вы узнаете 19 основных заповедей Монтессори, которые должны помочь в воспитании ребенка.

к оглавлению ↑

Использование в домашних условиях

Родители, которых заинтересовала методика Монтессори, могут:

Бабушка занимается с девочкой

  • правильно организовать развивающее пространство;
  • купить или сделать материалы, рекомендованные в системе;
  • предоставить ребенку свободу в рамках организованного пространства; помогать только когда он нуждается в помощи.

Зоны, которые родители могут создать самостоятельно:

  • Практическая, с вещами, необходимыми ежедневно – полотенцем, мылом, зубной пастой, вешалками для одежды и т. д.
  • Языковая и математическая, в которой будут расположены книги, бумага с карандашами, картонные цифры и буквы.
  • Посвященная естественным наукам, с книгами о природе, фигурками животных, растениями, аквариумом и т. д.
  • Сенсорная, содержащая предметы, различающиеся по текстуре, форме, цвету, запаху. Здесь могут быть цветные пуговицы, кубики, цилиндры, лоскутки тканей.
  • Территория физической активности – дома для нее может быть отведен спортивный уголок.

Эти зоны не займут много места в квартире, не помешают обычной жизни семьи.

Главное, чему должны научиться сами родители – не вмешиваться в процесс изучения ребенком окружающего мира, пока он в этом не нуждается.

О методике Марии Монтессори в этом видео:

Более ста лет обучающая методика Марии Монтессори остается популярной, несмотря на найденные недостатки.

Ее подход и учебные материалы по-прежнему активно применяются специально подготовленными педагогами в детских учреждениях во многих странах, и наиболее деятельными и продвинутыми родителями.

Оцените статью
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий