Присоединяйтесь к нашим
сообществам в социальных сетях

Методика раннего развития Марии Монтессори – особенности и эффективность

Итальянка Мария Монтессори, врач, педагог и психолог, разработала в начале ХХ столетия собственную методику обучения дошкольников, призванную развивать личность ребенка с раннего возраста. Цель системы – воспитать самостоятельного и независимого человека, способного на принятие решений и ответственного за них.

В нашей публикации расскажем, из каких частей состоит система занятий по методике Монтессори, применима ли она к детям младшего возраста, какие развивающие игрушки и игры при этом можно использовать, а также об особенностях обучения чтению малышей.

Содержание статьи

Суть и основные принципы

Так как у детей изначально присутствует огромная потребность в познании окружающего мира, педагогическая методика строится на стимуляции их к самообучению и саморазвитию.

Мария Монтессори была уверена, что, выполняя за маленького человека доступные ему действия, взрослые препятствуют развитию его природных качеств, ведь умения, добытые самостоятельно, глубоко проникают в сознание, придавая ему уверенность в себе.

В системе категорически отрицается принуждение детей к любым действиям, девиз системы – Помоги мне это сделать самому!

Образовательная система Монтессори состоит из трех составляющих: ребенка, окружающего мира, педагога.

В центре системы находится малыш, вокруг него создана правильная развивающая среда, в которой ему предоставлена полная свобода действий. Учитель призван наблюдать, направлять и помогать.

Наиболее эффективными автор методики считала занятия в группах от 30 человек, причем в одной группе должны заниматься дети разных возрастных категорий.

При таком комплектовании групп малыши смогут научиться чему-нибудь у старших детей, старшие же учатся заботиться о тех, кто меньше и слабее.

В группах дети приучаются соблюдать определенные правила:

  1. Самостоятельно выполнять все действия. К педагогу следует обращаться только в затруднительных ситуациях.
  2. После занятий с материалами необходимо все собрать, вымыть и сложить на место. Только сделав это, можно перейти к другой деятельности.
  3. С игрушкой занимается тот, кто первым ее взял, остальные должны дождаться своей очереди.
  4. Нельзя мешать окружающим слишком активными играми, для них обычно выделяются отдельные комнаты.

В группах дети начинают осознавать, что такое личное пространство, и понимать, что нельзя нарушать его без разрешения. Они учатся договариваться и слушать друг друга.

Соблюдение правил приносит стабильность в детскую жизнь, позволяет детям чувствовать себя в знакомом пространстве уверенно, помогает выработать терпеливость и воспитать уважение к окружающим.
к оглавлению ↑

Обучающая среда, занятия

Обучающая среда Монтессори разделена на пять зон, которые наполняются соответствующими материалами. Методика предполагает свободное перемещение детей между зонами и занятия с материалами, в них расположенными:

  1. Зона, посвященная повседневной жизни, помогает детям получить практические навыки, она комплектуется настоящими предметами обихода.

    Здесь дети учатся самостоятельно воспроизводить простые ежедневные действия, например, вытирать пыль, мыть посуду, подметать пол.

    Упражнения в этой зоне связаны с пересыпанием, переливанием, сортировкой мелких предметов.

  2. Сенсорная зона. Здесь дети с помощью специально подготовленных материалов развивают органы чувств. Тут есть материалы, которые научат ребенка строить разные конструкции, называть цвета и оттенки, познакомят с геометрическими формами.

    Классические сенсорные материалы Монтессори – розовая башня, блоки с цилиндрами, коричневая лестница – совершенствуют восприятие и формируют представления о свойствах окружающих предметов.

  3. В математической зоне дети знакомятся со счетом, цифрами, простыми арифметическими действиями. Это пространство наполняется деревянными дощечками, штангами, бусинами, счетами, счетными палочками и наборами цифр.
  4. Языковая зона призвана обучить детей основам чтения и письма. Здесь дети найдут карандаши, наборы прописей, фактурные буквы, шероховатые на ощупь, рамки для штриховки, простые книжки. Для обогащения словарного запаса предназначаются карточки с изображениями знакомых предметов.
  5. Космическая зона знакомит детей с явлениями природы, животными и растениями, дает начальные знания по биологии, географии, истории. Пособиями здесь выступают фигурки животных, географические карты, образцы минералов, атласы. В этой части помещения могут располагаться аквариумы и комнатные растения.

Важно то, что дети сами определяют, сколько времени и в каком месте находиться, какое занятие выбрать.

Все зоны оформлены соответствующим образом – это комфортные, красочные помещения с легкой небольшой мебелью, адаптированной под рост и силу детей: низкие стеллажи и шкафчики, легкие столики и стульчики. Другие предметы подбираются так, чтобы детям было легко с ними обращаться.

к оглавлению ↑

Плюсы и минусы

Основной плюс методики Монтессори – развитие детской личности происходит без вмешательства извне.

Недостатки системы, по мнению современных психологов:

  1. Занятия и материалы в основном развивают логическое и аналитическое мышление, моторику и сенсорику. Но остаются в стороне творческие наклонности и эмоциональная сфера.
  2. В методике нет места подвижным развлечениям и ролевым играм.
  3. В группах тяжело будет заниматься как тихим и стеснительным малышам, так и очень активным и подвижным. Первым будет тяжело попросить педагога о помощи, вторые вряд ли смогут долго усидеть на месте, расставляя кубики или цилиндры.
  4. Дети, воспитанные в демократической среде Монтессори, тяжело привыкают потом к строгому распорядку в школе.
Сегодня развивающие центры не применяют методику Монтессори в ее изначальном виде, выбирая из нее только лучшее и добавляя современные наработки.
к оглавлению ↑

Для детей какого возраста подойдет система воспитания

Поскольку способности к саморазвитию и самообучению, самостоятельность проявляются в самом раннем возрасте, то именно дошкольный период можно назвать наиболее благоприятным для развития способностей малыша.

В возрасте до шести лет происходит освоение речи и социальных навыков, сенсорное развитие, а также развитие движений и моторики, поэтому этот период считается самым важным в развитии ребенка, от полученных на этом этапе знаний будут зависеть его характер, способности и поведение в дальнейшей жизни.

В классической системе Монтессори предполагались занятия с детьми, начиная с трехлетнего возраста. В наше время считается, что, начиная с года, уже можно привлекать малыша к занятиям.

В центрах, обучающих по методике раннего развития М.Монтессори, детей обычно разделяют на группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет.

к оглавлению ↑

Использование в домашних условиях

Родители, которых заинтересовала методика Монтессори, могут:

  • правильно организовать развивающее пространство;
  • приобрести или сделать самостоятельно материалы, рекомендованные в системе;
  • предоставить ребенку свободу в рамках организованного пространства; помогать только тогда, когда он нуждается в помощи.

Зоны, которые родители могут создать самостоятельно:

  • Практическая, с вещами, необходимыми ежедневно – полотенцем, мылом, зубной пастой, вешалками для одежды и т. д.
  • Языковая и математическая, в которой будут расположены красочные книги, бумага с карандашами, картонные цифры и буквы.
  • Посвященная естественным наукам, с книгами о природе, фигурками животных, растениями, аквариумом и т. д.
  • Сенсорная, содержащая предметы, различающиеся по текстуре, форме, цвету, запаху. Здесь могут находиться цветные пуговицы, кубики, цилиндры, лоскутки тканей.
  • Территория физической активности – дома для нее может быть отведен спортивный уголок.

Эти зоны не займут много места в квартире и не помешают обычной жизни семьи.

Самое главное, чему должны научиться сами родители – не вмешиваться в процесс изучения ребенком окружающего мира, пока он в этом не нуждается.

Подробнее о методике Марии Монтессори в этом видео-ролике:

Более ста лет обучающая методика Марии Монтессори остается популярной, несмотря на найденные в ней недостатки. Ее подход и учебные материалы по-прежнему активно применяются специально подготовленными педагогами в детских учреждениях во многих странах, а также наиболее деятельными и продвинутыми родителями.


Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий