Методика Монтессори

Методика МонтессориУчимся самостоятельности с методикой Марии Монтессори. Это поможет ребенку максимально развить свои возможности. Современные родители хотят, чтобы их ребенок с раннего возраста был всесторонне развитым. Поэтому, приобретают популярность различные методики воспитания, используемые в детских садах и в начальных школах.

Одной из них является развитие ребенка по методике врача и педагога Марии Монтессори, которая заключается в том, что дети должны все делать самостоятельно, без принуждения или указаний взрослых. Раньше считали, что эту методику следует применять только для детей с задержками в развитии. Но такое утверждение ошибочно.

Так, сначала Мария Монтессори действительно работала с умственно отсталыми воспитанниками детского дома, но после Олимпиады в Риме, где они показали лучшие результаты по чтению, математике и письму, чем обычные школьники, эту методику начали использовать в работе со всеми детьми. Результаты впечатляли — ученики легко запоминали материал, становились более дружелюбными, коммуникабельными.

Во Львове по этой методике с инвалидами работают в различных учебно-реабилитационных центрах. Кроме этого, многие школы и детские садики нашего города также применяют эту программу. Родители, которые не побоялись отдать детей в такие учебные заведения, имеют исключительно положительные впечатления.

Не раз посещала занятия по методике Марии Монтессори, на которых присутствовала моя дочь Даша. Видела, как дети сами выполняют задания, как им это нравится! Они самостоятельно принимают учебный материал, работают с ним, а затем ставят на место. Учитель только направляет внимание ребенка на ту или иную деятельность .

Занятия — как игра

Каждое занятие происходит по определенным правилам. Сначала учитель должен подготовить помещения и учебные материалы (игрушки, пазлы, объемные геометрические фигуры, кухонную посуду, книги) до прихода детей. По правилам, все эти материалы должны быть целыми и исправными, лежать на своих местах. Желательно, чтобы в комнате было домашнее животное или аквариум с рыбками, чтобы дети учились ухаживать за ними, наблюдать за животным и растительным миром.

Начинается занятие спокойной музыкой, которая настраивает детей на работу. Воспитанники должны выполнять упражнения в полной тишине, но не всегда так бывает. Когда звучит музыка, ребенок выбирает для себя место занятий: или на специальном коврике, или за столом. Только после этого отдает предпочтение какому-то упражнению. Мы не навязываем своим воспитанникам никакой задачи — они сами должны решить, чем заниматься.

Если же дети долго выбирают одно и ту же упражнение и уже освоили материал, предлагаем усложнить или дополнить его. Но все происходит с согласия ребенка. Заканчивается занятие тоже спокойной музыкой, которая является определенным сигналом для того, что пора завершать работу и ставить весь учебный материал на места. Опять же, дети сами убирают за собой. После этого садятся в круг и рассказывают о своих впечатлениях от работы.

Разделение на зоны

По методике Марии Монтессори, учебный план состоит из пяти основных курсов: навыки практической жизни, сенсорика, математика, язык и так называемое космическое воспитание. Чтобы максимально привлечь детей к занятиям, класс делят на зоны — практическую жизнь, сенсорное развитие, речевая зона, математическая зона, географическая зона и естественно-научная (две последние относятся к «космическому воспитанию» ).

В первой зоне расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Наибольшее значение она имеет для маленьких детей. Здесь они учатся переливать воду из одного сосуда в другой, пересыпать ложкой различные крупы, переставлять щипцами небольшие предметы или собирать губкой воду из одного сосуда в другой. А еще — застегивать разного размера пуговицы, замки, крючки, шнуровать обувь, завязывать узелки, бантики.

Вторая зона, по словам специалиста, помогает изучать окружающий мир при помощи сенсорных ощущений — на ощупь, на слух, на нюх, на вкус и на вид. Во время занятий воспитанники учатся различать, что является высшим, а ниже, что является длиннее, а короче, что является тяжелым, а легким.

Например, нужно сложить цилиндры одного цвета или найти два погремушки, которые одинаково звучат, сортировать ткань: гладкая к гладкой, шероховатую к шероховатой, жесткую к плотной, мягкую до мягкой. Можно и усложнить задачу, дополнив его математикой. Например, имеем наклеенную на картон цифру с шероховатой ткани. Ребенок проводит по ней пальчиком, а потом повторяет ее, скажем, на манной крупе, насыпанной в неглубокую тарелку или коробку.

Все остальные зоны также обеспечены материалами для интеллектуального и физического развития. При математических задач дети сначала работают с различными раздаточными материалами, которые помогают понять понятие количества, а потом показывают, как и количество может выражаться с помощью цифр. Ребенок учится систематизировать и упорядочивать предметы, развивая процессы мышления.

При подготовке к чтению и письму воспитанники охотно выполняют интересные упражнения для развития слухового и зрительного восприятия письменных символов, расширение словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Кроме того, на занятиях дети учатся распознавать и выделять звуки, выполняют упражнения так называемого интуитивного чтения, прослушивают аудиокниги.

Идея развития Марии Монтессори

Идея «космического воспитания» Марии Монтессори заключается в предоставлении ребенку возможности узнать и понять связи основных элементов мироздания — времени, природы, истории. Дети изучают континенты, узнают о культуре и истории народов, их населяющих, о местном животном и растительном мире, создают карты, слушают песни и легенды, знакомятся с традиционным нарядом, искусством, блюдами. А еще узнают основы науки, приобретая практический опыт различения и классификации животных и растений, рисование, составление пазлов. Эта зона рассчитана на старших детей.

Воспитание Монтессори для инвалидов

Дети с особыми потребностями требуют большего внимания родителей и педагогов. Методика Марии Монтессори помогает им максимально развить свои умения и навыки. Уместны в этом случае будут материалы из зон практической жизни и сенсорного развития.

В нашем центре есть немало детей с разным уровнем как физического, так и умственного развития. Многие из них передвигаются с помощью инвалидной коляски. Поэтому стараемся максимально адаптировать к ним все учебные материалы. Часто родители сами просят не давать ребенку сложных математических задач, а к примеру, научить самостоятельно застегивать пуговицы, держать ложку или убирать за собой.

Во время занятий дети с могут полностью проявить свои возможности. По словам специалиста, один из воспитанников имел расстройства спектра аутизма. Сначала во время занятий не реагировал на просьбы взрослых. Но постепенно, шаг за шагом уже сам выбирал себе место, наблюдал за другими, пытался выполнять упражнения.
На наших занятиях этот мальчик получил определенные знания: научился сортировать предметы, находить одинаковые, сравнивать их. А при обсуждении запомнил имена всех детей и по просьбе учителя подавал руку или предмет именно тому ребенку, о котором говорил взрослый. Мы помогли ему стать собранным и уверенным в своих силах и возможностях.

Методика Монтессори для здоровых детей

Методика Марии Монтессори, как уже говорилось, позволяет ребенку развиваться естественно. Ключевые слова в обучении — «научи меня сделать это самостоятельно». И делать это воспитанник имеет право тогда, когда захочет, а не тогда, когда то или иное занятие указанно в программе.

Во время занятий ребенок выбирает для себя упражнения, которые интересны ему именно сейчас. Поэтому и выполняет их с удовольствием. Еще один положительный момент — весь материал имеет так называемый контроль ошибки: один цилиндр может поместиться только в свою нишу, картинка сложится только тогда, когда все частицы будут на своих местах.

Не стоит бояться, что после такого воспитания дети плохо воспринимают обучение в школе. Напротив, они будут лучше усваивать новый материал. Такие дети прекрасно адаптируются в школе, имеют высокую концентрацию внимания и ответственно относятся к своим маленьким школьным обязанностям. Они более подготовлены к обучению, у них хорошо развита мелкая моторика рук.

Нравится статья? Оцени и поделись с друзьями в соцсетях!

 
 

Подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

 

Подписывайтесь на обновления по E-Mail:

 

 

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок под статьей. Спасибо!

 

Комментарии: