Присоединяйтесь к нашим
сообществам в социальных сетях

Наши детские чувства: как пережить самые счастливые моменты заново?

Детские чувства — явление неоднозначное. С одной стороны, доказано, что они точно есть, ведь дети являются разумными существами, испытывающими целый спектр эмоций. С другой стороны, порой взрослым бывает сложно отличать чувства ребенка от капризов. Все знают, что детская чувствительность всегда играет на высоких нотах: если ребенок горюет, то он сильно плачет, если радуется, то громко и задорно хохочет.

Многие взрослые просто не умеют с этим справляться, поскольку одним из важнейших этапов взросления и формирования человека является умение контролировать весь этот чувствительный поток. Взрослые забывают, как это, когда так остро воспринимаешь мир. Поэтому они стараются прервать в детях подобный поток чувств, что вредит детской психике.

Содержание статьи

Что это такое

Чувства — это эмоциональные процессы, отражающие субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным предметам внешнего мира. Чувства и эмоции — это не одно и то же. В отличие от эмоций чувства привязаны к объектам, а не к ситуации. В психологии выделяются несколько групп чувств.

Низшие формы

Они основаны на удовлетворении базовых (физиологических) потребностей человека.

Например, чувство голода или сытости, жажды, покоя и безопасности. Они есть у каждого, не зависят от его культурного, нравственного или интеллектуального уровня.

Высшие

Высшие чувства более сложны по своей структуре. Они составляют основу социальной, общественной, духовной жизнедеятельности человека, а значит, зависят от множества как внутренних, так и внешних факторов.

Какими бывают человеческие чувства?

Эта категория имеет несколько подвидов: нравственные, социальные, эстетические, интеллектуальные чувства.

  • Нравственные. В эту подгруппу входят отношение к людям, к Отечеству и семье, к себе самому.

    Сюда включены любовь, гуманизм, патриотизм, достоинство, верность, отзывчивость. Эти чувства управляют человеческим поведением.

  • Эстетические. Наслаждение и переживания по поводу чего-то прекрасного. Связаны с отношением к искусству, явлениям природы.

    Могут развиваться и иметь разные формы проявления в зависимости от развитости понимания искусства. Сюда можно включить юмор, чуткость, вдохновение, возвышенности и даже сарказм.

  • Интеллектуальные. Тесно связаны с предыдущей подгруппой и пересекаются с некоторыми ее аспектами.

    Опираются на познание людей, стремление к любознательности, поиску ответов на глобальные вопросы, поиску истины. Сюда относят заинтересованность, цинизм, любопытство, ощущение тайны и загадки, сомнения, недоумение.

  • Социальные. Сюда относят чувства, связанные с эмоциональным взаимодействием человека и окружающей действительности.

    Это справедливость, долг, ответственность, солидарность, стеснительность, скука, страсть, жадность, растерянность, честь.

к оглавлению ↑

Как чувствуют взрослые и дети

Наверное, многие из нас знают ответ на этот вопрос. Разница — в осознанности и умении контролировать свой диапазон ощущений.

Чем отличаются чувства у взрослых и детей

В процессе взросления и развития мы закаляем нашу психику, учимся контролировать весь этот чувствительный поток, который у ребенка непроизвольно выливается при каждом удобном случае.

Дети не понимают, почему горько плакать или громко смеяться вдруг стало плохо, как это вообще возможно перестать, прекратить, замолчать, ведь это происходит само собой.

Для взрослых неприлично злиться, но не запрещено.

Поэтому мир полон обозленных на пробки, соседей, начальника или погоду, на партнера или попутчика людей, которые считают, что умело скрывают свою злобу.

Но вы хоть раз замечали, что злость ребенка, выражаемая более естественным образом, сразу же пресекается родителями, воспитателями, бабушками, дедушками и т. д. «Злиться нельзя!» — говорят они, и чувство уходит куда-то, чтобы внезапно вернуться совсем в другом виде.

Или другое чувство, знакомое нам с детства — страх. Оно также не выдерживает борьбы с миром взрослых.

К девочкам, которые чего-то или кого-то боятся, еще проявляют снисходительность (хотя учитывая нынешние гендерные реалии, все меньше), а вот мальчики, испытывающие это чувство, будут подвержены пренебрежению, насмешке, раздражению или тревожному сочувствию.

Для взрослых страх равен стыду. Непонятно почему, но это так. Детские страхи — естественная реакция на этот мир, ведь он для них незнаком.

Помимо «отрицательных» чувств, под запрет попадают и положительные чувства. Если дети радуются, то они делают это максимально громко и понятно.

Как ребенок воспринимает мир с помощью чувств

У них светятся глаза, они задорно смеются, практически хохочут, стараются разделить эту радость со всеми, кто их окружает.

Радость взрослого — под строгим контролем. У каждого есть знакомые, которые стараются максимально сдержать проявление счастья, веселья, радости, удовольствия, чтобы, внимание, не прослыть детьми!

Для взрослых услышать в свой адрес, что он ведет себя, как ребенок, равно услышать, что он безответственный, слабый, опозоренный. Любой выход за рамки приравнивается к проявлению слабости.

Становится понятно, в чем главное отличие детской чувствительности от взрослой — она естественна.

Она не сдерживается ни на психологическом, ни на физическом, ни на социальном или нравственном уровне. Она первозданна и проявляется так, как заложено в человеке природой.

к оглавлению ↑

Можно ли вернуть детское восприятие мира, что для этого сделать

Конечно, полностью это невозможно. Тот опыт, который вы приобрели за свою долгую жизнь, наложил отпечаток на ваше сознание и психику. Но можно попытаться несколько скорректировать свою способность созерцать и наслаждаться каждым днем.

Это важно, поскольку подобный принцип жизни помогает нам не только ощутить вкус настоящей жизни, но и изменить наше психологическое и физическое состояние к лучшему.

Чувствовать и воспринимать мир, как ребенок

  • Для начала нужно перепрограммировать себя.

    Нужно научиться воспринимать эту реальность и ее наполнение без опоры на стереотипы и устоявшиеся образы.

    Созерцание — это умение видеть реальность, истину, а не набор навязанных обществом образов.

  • Каждый день нужно рассматривать любые попавшиеся вам под руку предметы, не описывая их мысленно. Просто попробуйте с интересом взглянуть на вашу любимую кружку, стол в кухне, соседскую кошку во дворе и т. д.

    Наблюдайте за тем, как происходит мысленное описание предмета, его называние. Разглядывайте предметы по 20-30 секунд, затем переключайтесь на другой. Фиксируйте свои ощущения. Желательно в это время не отвлекаться на какой-либо текст, поскольку он запустит мыслительный процесс, и вы просто потеряетесь во внутреннем диалоге.

  • Повторяйте тренировки постоянно. Такая перестройка будет тяжелой, поэтому каждый день понемногу увеличивайте время выполнения упражнений.
  • По дороге на работу, учебу, на прогулке или в транспорте не упускайте возможность оценивать окружающую действительность с интересом. Посмотрите на все под другим углом.

    Смотрите не в телефон или под ноги, а на небо, на крыши домов, на верхушки деревьев, на то, что над нами. Вспомните, что в детстве мы все так часто смотрели на небо. Это создавало ощущение бесконечности и таинственности этого мира, его многогранности. Постарайтесь испытать это снова.

  • Во время созерцания постарайтесь сохранять внутреннее молчание. Даже если у вас будут появляться мысли, не гоните их, а просто смотрите на них со стороны, не погружайтесь во внутренний диалог и анализ, продолжая развивать мыслительную цепочку.
Некоторые считают, что единственное время, когда они были абсолютно счастливы — это детство. С этим легко согласиться, потому что детская чувствительность, способность созерцать мир, умение жить и радоваться этой жизни даже в моменты грусти или страха, у детей уникально.

Умение взрослых хотя бы частично сохранять эту детскую естественность — это большой дар, который не каждому дается.



Оцените статью
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий